МДОБУ «Смольненский детский сад» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия
|
Речевая готовность ребёнка к школе: что нужно знать родителям.
А как быть, если ваш малыш использует в речи мало слов, переставляет слоги или звуки в сложных словах, неправильно строит фразы, не умеет пересказать мультик или связно рассказать о том, чем он занимался? Так уж сложилось, что в понятие «недостатки в развитии речи» большинство родителей и многие дошкольные педагоги связывают только с произношением звуков. Неправильно произносит - обращаются к логопеду, «поставлены» звуки - занятия прекращают. И не задумываются о том, что недостатки речи проявляются не только в плохом произношении, что помощь в речевом развитии не исчерпывается обучением правильному звукопроизношению. Речевое развитие ребенка - важнейшая база школьного обучения. Большинство информации на уроках он будет получать в речевой форме, качество ответов учителю (а, следовательно, и оценки, и ощущение собственной успешности или неуспешности) также зависят от того, насколько ребенок может облечь в связные слова свои знания и мысли. Обучение чтению невозможно без представления о звуках, из которых состоит слово, умения слышать и выделять в слове отдельные звуки и соотносить их с изображением - буквами. Без этого также нельзя научиться грамотно писать, как и без владения грамматическим строем родной речи. Задержка речевого развития может быть следствием особенностей, имеющихся в развитии ребенка (например, мозговой дисфункции), или недостатка внимания к ребенку (когда взрослые не считают разговоры с малышом важным делом) Особенно неблагоприятно сочетание этих двух факторов: если ребенок «неречистый», поздно начал говорить, большую часть времени молчит или объясняется междометиями, а взрослых это не только не беспокоит, но и вполне устраивает - не отвлекает по пустякам, не мешает смотреть телевизор... Недостатки речи влекут за собой серьезные проблемы: ограничивают общение, затрудняют понимание и усвоение словесной информации, нарушают освоение чтения и письма. Недостатки звукопроизношения могут наблюдаются у детей с нормальным речевым развитием - его формирование заканчивается к 5-5,5 годам. К этому возрасту ребенок должен научиться правильно произносить все звуки, не путать их между собой и правильно использовать в своей речи. Но - независимо от возраста - если ребенок искажает какие-то звуки, упорно заменяет одни звуки, которые уже умеет произносить, другими, необходимо обратиться к логопеду. Замены и смешения звуков, особенно близких по звучанию и способу произнесения, могут быть признаком того, что ребенок плохо различает их на слух. Этот дефект не всегда сопровождается неправильным произнесением звука, но создает колоссальные трудности при освоении письма. Поэтому консультация логопеда желательна перед началом школьного обучения (лучше всего за год), даже если «вроде все в порядке», и совершенно обязательна, если ребенок неправильно произносит или путает звуки. Консультация логопеда необходима и в тех случаях, когда у ребенка смазанная, невнятная, грамматически неправильная речь, бедный словарный запас, скудный объем знаний об окружающем мире, он не умеет пересказывать простые тексты или рассказывать истории, путается во временных понятиях, с трудом улавливает причинно-следственные связи в явлениях окружающего мира или литературных сюжетах. Это означает, что у него есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, пока они не стали препятствием для его развития и успешного обучения. Квалифицированно проанализировать эти проблемы и решить вопрос о направленности коррекционных занятий может только логопед. Но Ваша задача - не только обратить внимание на тревожащие особенности речи ребенка и обратиться к логопеду за консультацией, но и стать участником коррекционного процесса. Побольше разговаривать с ребенком, рассказывать, читать вслух, внимательно выслушивать его, помогать в составлении предложений и связных рассказов, совместно выполнять «домашние задания», предложенные логопедом - вполне посильное участие сделает логопедические занятия более эффективными, а преодоление речевых недостатков более быстрым.
Марина Викторовна Никишина, учитель-логопед высшей квалификационной категории
26 февраля 2014 в 11:54
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.