МДОБУ «Смольненский детский сад» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия

Речевая готовность ребёнка к школе: что нужно знать родителям.



Поступление в школу - не только важная ступенька в жизни ребенка, но и событие для всей семьи, к которому, как правило, заранее готовятся, думают, обсуждают, выбирают школу и... тревожатся. Подводится итоговая черта «игровому» детству, когда любое достижение ребенка - всегда успех, всегда радость, когда он «самый-самый». Отныне он попадает в систему регламентированных требований, и полученные им оценки родители будут считать оценками, выставленными себе: хорошо ли воспитали, «развили», научили.

Сколько Вашему ребенку? Уже пять? Тогда самое время подумать о предстоящей встрече ребенка со школой, проанализировать его способности и особенности развития, в чем-то ему помочь для того, чтобы сделать эту встречу благополучной, приносящей радость, а не огорчение.

Если ребенку уже исполнилось шесть лет, стоит поторопиться и оценить его готовность к обучению и, при необходимости, ликвидировать выявленные проблемы. Опыт показывает, что проблемы встречаются не так редко, как хотелось бы.

Основные вопросы, над которыми стоит подумать родителям будущего школьника, можно сформулировать следующим образом:

 Что такое «готовность к школе» и есть ли она у Вашего ребенка?

  1. Какие особенности развития могут негативно повлиять на успешность обучения и адаптации к школе? Что нужно сделать, чтобы по возможности их сгладить, не дать споткнуться на пороге школы начинающему ученику?
  2. Куда обратиться, если необходим профессиональный совет по особенностям развития и обучения ребенка?
  3. Как правильно выбрать школу - так, чтобы ребенок мог потом вспомнить «школьные годы чудесные», а не бесконечную череду огорчений, порицаний, ощущения собственной несостоятельности?

Готов ли к школьному обучению Ваш ребенок? Этот вопрос стоит особенно остро, когда нужно выбрать: пойдет он в школу с шести или с семи лет. Нередко родителям льстит мысль о том, что их ребенок будет принят в школу в более раннем возрасте - «раз уже берут, значит, умный, значит, способный, значит, мы его хорошо подготовили...» И натаскивают бедного малыша, учат читать, считать, чтобы «выдержал экзамен», забывая о том, что дошкольное детство дано человеку для другого - для игры, для обучения общению, для постижения в чувственном опыте устройства окружающего мира. И как-то совсем не задумываются о том, что нагрузка, которая ляжет на детские плечи в школе, рассчитана на достаточную крепость этих плеч - ребенок должен физически «дорасти» до возможности без вреда для здоровья просидеть за партой несколько уроков, да еще и сосредоточенно слушать, читать, писать при этом...

Многие родители считают, что готовность к обучению сводится к умению читать и считать. А что подразумевают под понятием психологическая готовность к школьному обучению специалисты?

Самый очевидный компонент готовности к школьному обучению - уровень умственного развития ребенка. Умственная готовность к школьному обучению предполагает прежде всего наличие у ребенка достаточного круга знаний и представлений об окружающем его мире, способность наблюдать, анализировать и понимать причинно-следственные связи в нем, обобщать понятия и выделять существенные стороны предметов и явлений, сравнивать их между собой - то есть умение интересоваться, думать и понимать. Психологи называют это познавательной активностью, именно она лежит в основе познавательных интересов и познавательной деятельности, без которых любое учение становится скучной, бессмысленной обязанностью. Познавательная активность очень важна и в дошкольном возрасте, именно она позволяет «почемучке» и экспериментатору дошкольнику приобрести знания о том, что его окружает. Эти знания станут фундаментом, на котором будет строиться здание школьного обучения, а связующим материалом окажется желание думать и понимать, узнавать новое.

В тесной связи с умственным идет и речевое развитие ребенка. Уровень овладения родной речью сильно влияет на успешность обучения. К сожалению, не только родители, но иногда и педагоги под развитием речи понимают только правильность произношения звуков. Правильность произношения звуков, несомненно, важна - не только ради «красоты» речи. Неправильное произношение очень часто - почти всегда - связано с недостаточным различением звуков и их сочетаний на слух, с неумением правильно выделять звуки в слове. Этот недостаток часто оказывается причиной большого количества ошибок в письменных работах: ребенок «пишет, как слышит», а слышит неточно, нечетко, не различая сходные по звучанию звуки. Однако развитие речи не определяется только наличием или отсутствием дефектов произношения. Важно и то, насколько богат словарный запас ребенка, владеет ли он правильным изменением (согласованием) слов в словосочетаниях, не ошибается ли в воспроизведении слов из 3-4-5 слогов, понимает ли и использует ли предлоги, в том числе и сложные («между», «из-под», «из-за», «через»).

Особого внимания заслуживает способность ребенка рассказывать, описывать, пересказывать, то есть составлять текст-монолог: может ли он составлять развернутые предложения, состоящие из четырех и более слов, использует ли сложные предложения, состоящие из нескольких частей, объединяя их союзами «так как», «поэтому», «потому что», присутствуют ли в его рассказе прилагательные, наречия и причастия, правильно ли он согласует слова в предложениях. Если его рассказ скуден и непоследователен, предложения состоят только из подлежащего и сказуемого, он допускает грамматические ошибки, не может передать суть описываемого события, школьные требования вызовут у него большие трудности.

Кроме системы знаний об окружающем мире, природе, обществе, ребенок перед школой должен владеть специальными представлениями, которые помогут ему усвоить школьный материал, и элементарными учебными навыками. Правильно подготовленный к школе ребенок должен различать пространственное расположение предметов и уметь обозначать его словами (сверху, снизу, справа, слева, за, перед и т.д.), определять величину и соотношение предметов, используя понятия «больше», «меньше», «ниже», «выше», «узкий», «широкий», «короткий», «длинный», «часть», «целое», знать основные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник), уметь их назвать и изобразить, различать и правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии.

А как быть, если ваш малыш использует в речи мало слов, переставляет слоги или звуки в сложных словах, неправильно строит фразы, не умеет пересказать мультик или связно рассказать о том, чем он занимался? Так уж сложилось, что в понятие «недостатки в развитии речи» большинство родителей и многие дошкольные педагоги связывают только с произношением звуков. Неправильно произносит - обращаются к логопеду, «поставлены» звуки - занятия прекращают. И не задумываются о том, что недостатки речи проявляются не только в плохом произношении, что помощь в речевом развитии не исчерпывается обучением правильному звукопроизношению.

Речевое развитие ребенка - важнейшая база школьного обучения. Большинство информации на уроках он будет получать в речевой форме, качество ответов учителю (а, следовательно, и оценки, и ощущение собственной успешности или неуспешности) также зависят от того, насколько ребенок может облечь в связные слова свои знания и мысли. Обучение чтению невозможно без представления о звуках, из которых состоит слово, умения слышать и выделять в слове отдельные звуки и соотносить их с изображением - буквами. Без этого также нельзя научиться грамотно писать, как и без владения грамматическим строем родной речи.

Задержка речевого развития может быть следствием особенностей, имеющихся в развитии ребенка (например, мозговой дисфункции), или недостатка внимания к ребенку (когда взрослые не считают разговоры с малышом важным делом) Особенно неблагоприятно сочетание этих двух факторов: если ребенок «неречистый», поздно начал говорить, большую часть времени молчит или объясняется междометиями, а взрослых это не только не беспокоит, но и вполне устраивает - не отвлекает по пустякам, не мешает смотреть телевизор... Недостатки речи влекут за собой серьезные проблемы: ограничивают общение, затрудняют понимание и усвоение словесной информации, нарушают освоение чтения и письма.

Недостатки звукопроизношения могут наблюдаются у детей с нормальным речевым развитием - его формирование заканчивается к 5-5,5 годам. К этому возрасту ребенок должен научиться правильно произносить все звуки, не путать их между собой и правильно использовать в своей речи. Но - независимо от возраста - если ребенок искажает какие-то звуки, упорно заменяет одни звуки, которые уже умеет произносить, другими, необходимо обратиться к логопеду. Замены и смешения звуков, особенно близких по звучанию и способу произнесения, могут быть признаком того, что ребенок плохо различает их на слух. Этот дефект не всегда сопровождается неправильным произнесением звука, но создает колоссальные трудности при освоении письма. Поэтому консультация логопеда желательна перед началом школьного обучения (лучше всего за год), даже если «вроде все в порядке», и совершенно обязательна, если ребенок неправильно произносит или путает звуки.

Консультация логопеда необходима и в тех случаях, когда у ребенка смазанная, невнятная, грамматически неправильная речь, бедный словарный запас, скудный объем знаний об окружающем мире, он не умеет пересказывать простые тексты или рассказывать истории, путается во временных понятиях, с трудом улавливает причинно-следственные связи в явлениях окружающего мира или литературных сюжетах. Это означает, что у него есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, пока они не стали препятствием для его развития и успешного обучения. Квалифицированно проанализировать эти проблемы и решить вопрос о направленности коррекционных занятий может только логопед. Но Ваша задача - не только обратить внимание на тревожащие особенности речи ребенка и обратиться к логопеду за консультацией, но и стать участником коррекционного процесса. Побольше разговаривать с ребенком, рассказывать, читать вслух, внимательно выслушивать его, помогать в составлении предложений и связных рассказов, совместно выполнять «домашние задания», предложенные логопедом - вполне посильное участие сделает логопедические занятия более эффективными, а преодоление речевых недостатков более быстрым.


Марина Викторовна Никишина, учитель-логопед высшей квалификационной категории

26 февраля 2014 в 11:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.